Прежде, чем углубляться в химию и разъяснения, начать хочется с небольшого отрывка псевдологики.

«Данное вещество содержит целых 40% натрия и 60% хлора, и если хлор раздражает слизистые оболочки и может нарушать водно-солевой баланс, то натрий особо опасен и способен провоцировать ряд дегенеративных заболеваний у человека. Суточная потребность организма в натрии составляет всего 200 мг и при его накоплении существенно превышаются все допустимые нормы. Излишки вызывают много проблем со здоровьем, сокращается продолжительность жизни. Вещество может вызвать повышение кровяного давления (гипертонию), которое увеличивает риски инсультов и сердечных заболеваний. Высокое кровяное давление тесно связано с атеросклерозом, когда жировые отложения накапливаются на стенках артерий, образуя бляшки, что, в конечном итоге, блокирует кровоток. Почки, удаляя данное вещество из организма, одновременно удаляют и кальций, что приводит к ослаблению костей. Если в организм поступает недостаточно кальция, чтобы восполнить его потерю, развивается остеопороз. А чрезмерное потребление натрия, при увеличения вымывания кальция повышает риск образования камней в почках. Также было подтверждено, что данное вещество разъедает слизистую оболочку желудка и повышает шансы инфицирования бактерией Helicobacter Pylori, вызывающей рак. На этом фоне то, что вещество способно удерживать большие количества воды и задерживать жидкости, в результате чего отекают ноги, руки или живот, даже как-то меркнет.»

А теперь догадайтесь, о каком веществе идет речь в этом милом отрывке? Всего лишь об обычной пищевой натриевой соли! Просто написано именно с той позиции, с которой обычно и пишут, когда хотят очернить тот или иной консервант – все данные используются при учете не просто максимальных допустимых дозировок, а при поступлении, например, внутрь (!) организма в 100% состоянии.

Почему-то практически при любых «разборах» косметики все время упускается из виду тот факт, что существуют клинические испытания, нормы ввода в разные категории продукции, предельные допустимые дозировки, органы контроля за дозировками… Более того, обычно не упоминаются пути ввода, концентрации применения, токсические дозы при конкретных путях ввода по общей массе реципиента, время по наружному нанесению на область и токсические проявления, фактология накопления и концентрирования, метаболизм и период выведения из организма…

Но нет, у нас же любители написать «Паника! Вещество – ужасный аллерген, немедленно избавляйтесь и выбрасывайте все свои банки!», а то, что вещество дало всего 2% аллергических реакций при небольшой статистической выборке, стыдливо умалчивается. При этом то же самое эфирное масло любого цитрусового является по сравнению с таким компонентом на порядок более сильным аллергеном, но при этом никто не кричит о необходимости отказываться от эфирных масел в косметике.

В России действительно нет специализированного закона, который прямо регулирует «натуральность» продукции. Тем не менее, общественное мнение уже сформировано и установлено существование 2 часто пересекающихся направлений в косметике – органической косметики и натуральной косметики. В Европе сейчас существует параллельное регулирование, и там можно получать специальные сертификаты. В России марки также стараются прислушиваться к европейским требованиям по натуральности, например, определенное количество органических компонентов, экологичность, прослеживаемость и т.д.

Тем не менее, консерванты, гелеобразователи, эмульгаторы, антиоксиданты, стабилизаторы, хелаторы, энхансеры – все это совершенно неизбежно при подготовке продукта, который должен хранить для покупателя свои прелести даже какое-то минимальное время. Элементарный пример: мы услышали запах божественного ванильного латте и хотим его немедленно выпить. Или греческий салатик поманил нас своими хрустящими листиками. Ни латте, ни салат никоим образом самостоятельно не попадут к нам в рот, чтобы мы смогли полностью насладиться их вкусом. Нам потребуется, как минимум, тарелка и чашка, чтобы осуществить прием пищи. Точно также активные компоненты косметики – эфирные масла, ценные растительные масла, витамины, экстракты и вытяжки – в большинстве случаев несамостоятельны и не могут проникнуть на нужный уровень кожи или даже сохранить себя какое-либо длительное время без определенной помощи. Эту помощь и оказывают им все наши структурные компоненты, фактически, выполняя роль тарелки и чашки, а иногда и целого холодильника.
Консерванты и антиоксиданты защищают косметику от порчи (скисания, плесени и т.д.) точно также, как и холодильник защищает продукты. Консерванты никак не реагируют с активным составом крема и не наносят ущерба. Бренд Санквин держится в курсе последних изменений по допустимости применения и безопасности различных консервирующих систем и не использует запрещенные компоненты.

Консервант феноксиэтанол в свое время был принят как альтернатива парабенам в косметике по всему миру и на настоящий момент исключен из списком только в Швейцарии, во всех остальных странах, в том числе и Японии с Германией, славящихся своими жесточайшими требованиями к косметике, данный консервант разрешен к применению даже в детских средствах. Ходит много слухов о том, что это мутаген и вызывает рак, однако, нет ни одного (!) подтвержденного факта, когда это случилось бы с регламентированными (до 1%) количествами. Более того, организация АНО «Парфюмтест», имеющая право сертифицировать продукцию в России на соответствие натуральности и представляющая знак «БИОРУС» также подтверждает допустимость использования феноксиэтанола, как консерванта в зеленой косметике. Средство проявляет выраженные антибактериальные свойства, проявляет активность по отношению к грамположительным и грамотрицательным бактериям, некоторым липофильным вирусам, грибам и дерматофитам. Было подтверждено, что вещество практически не проникает в системный кровоток. Все страшилки, касающиеся феноксиэтанола, присутствуют либо в голословных высказываниях, либо при исследовании чистого вещества, либо при некорректном способе ввода (приеме внутрь). На настоящий момент нет ни одного клинического исследования, которое подтвердило бы данные, полученные с животными, на человеке, поэтому говорить о несомненном вреде феноксиэтанола, это как минимум притягивать данные за уши.

Катон CG (метилхлоризотиазолинон, метилизотиазолинон) относится к предложенной группе безопасных консервантов, специально разработанных для смываемых продуктов в качестве прямой альтернативы парабенам и используется в ничтожных дозировках. Он содержит два производных изотиазолона, обеспечивающих широкий спектр антимикробной активности. Данный консервант активен как против грибков, так и против бактерий. Это один из очень немногих консервантов разрешенных к применению во всем мире, включая США, страны Европейского союза, Японию и Россию. Главное достоинство Катона в том, что он не является формальдегидвыделяющим консервантом (как и феноксиэтанол). Содержание Katon CG в косметических средствах рекордно низкое по сравнению с любыми другими косметическими консервантами.

На настоящий момент по данным немецкого Федерального института оценки рисков данный консервант не рекомендован для детской косметики (до 3 лет), однако, полностью одобрен для смываемой косметики в концентрациях до 0,1%. Последние исследования, опубликованные в журнале Международная Токсикология от 2015 г подтверждают токсическую безопасность и возможность его использования в смываемых средствах.

Санквин все время находится в поисках лучшего для своих клиентов, а поскольку наши средства очень богаты активными компонентами, было верхом риска консервировать их пищевыми консервантами. Ведь мы же ни в коем случае не хотим, чтобы наша любимая косметика зацвела уже через неделю после вскрытия?

Поэтому адекватно оценив предлагаемые на рынке консерванты, были выбраны именно такие, в силу того еще, что они отсутствуют в списках запрещенных EU Cosmetics Directive, Экосерт и другими подобными организациями. В любом случае, Санквин постоянно совершенствуется и профессионально подходит к подбору консервантов для той или иной группы продукции. В частности, мы также широко применяем консерванты, имеющие в своей основе «зеленый» бензиловый спирт в сочетании с токоферолом и готовимся внедрить дегидроацетовую кислоту.
25 АВГУСТА/ 2023

Автор: Галина Рязанова
Фотография: Екатерина Синяева